ЕГЭ по английскому языку — грамматика и лексика

Выпускные экзамены – всегда волнительное мероприятие для старшеклассников, поскольку от полученных результатов во многом зависит ваше будущее. Сдача профильных предметов на поступление требует максимально серьёзной подготовки, особенно, если это касается иностранных языков. В ЕГЭ по английскому языку грамматика и лексика часто вызывают трудности у школьников, поэтому обращайте внимание на ключевые моменты, препятствующие совершенствованию знаний. На курсах подготовки к ЕГЭ по английскому мы даем действенные советы и разбираем важные ситуации, которые будут полезны школьникам перед сдачей экзамена в 2018 г.

Анализ типичных ошибок на ЕГЭ в части «грамматика» и «лексика»

Если проанализировать итоги предыдущих лет, то можно заметить, что в среднем задания учеником выполняются неравномерно. Результаты по части аудирования в процентном соотношении составляют 85,3%, по чтению – 87,1%, по лексике и грамматике – 77,4% и ещё меньше по письму – 75%.

Отсюда видно: комплекс заданий устной формы достаточно ясен школьникам, а вот письменная часть вызывает вопросы. Вероятно, это связано с плохой подготовкой или заучиванием правил без понимания их сути, либо с несовершенством знаний синтаксических единиц и лексических форм.
Базовый уровень в билете подразумевает подстановку нужных грамматических форм, преобразованных из указанных слов. Средний уровень рассчитан на использование однокоренных слов. Уровень повышенной сложности предполагает выбор верного ответа среди четырех вариантов. Здесь программа требует качественных знаний орфографии, синтаксических структур, морфологических форм и лексических единиц.
Проанализируем моменты, которые вызывают трудности во время ЕГЭ. Основные ошибки, совершаемые при сдаче экзамена:

  • ученики спешат ответить на вопрос, не дочитав текст до конца, что вынуждает искать похожее в самом тексте и тем самым увеличивают затраты времени,
  • предложения воспринимаются отдельными от текста,
  • при выборе верной формы глагола ученики смотрят только на вспомогательное наречие,
  • зачастую плохо ориентируются в частях предложения, не совсем понимая, что за единица речи пропущена,
  • банальная невнимательность при выполнении,
  • делаются орфографические ошибки,
  • базовое непонимание — от какого лица ведется повествование в задании. Это затрудняет целостный образ содержания в голове.

Ошибки в заданиях B4-B10

По заданиям базового уровня на экзамене предоставляют выбор варианта подходящего времени и соответствующим контексту форм глаголов. Среди форматов В4–В10, задания подаются в тестовом режиме, поэтому здесь особенно стоит обратить внимание на такие пункты как:

  • верное употребление действительного и страдательного залога: «She always asks questions» (действительный) и «She is always asked questions» (страдательный).
  • старайтесь выделять подходящие вспомогательные глаголы (это говорит о том, как хорошо испытуемый видит связь подлежащего и сказуемого), т.е. правильное применение was и were.
  • соотношение вставленного глагола и реального времени в тексте. К примеру, путают Present Perfect и Present Perfect Continuous: «I have broken my pencil», но «I have been breaking a pencil for a long time».
  • уместное употребление степенного сравнения прилагательных: «She is taller than I am» вместо «She is more taller than I am».
  • применение отрицательности в глаголах: «I am not married», а не «I do not married».

Ошибки в заданиях B11-B16

Средний уровень сложности (В11 — В16) основывается на проверке знаний на:

  • правила окончаний и суффиксов (ребята часто формируют слова, которых не существует в языке) — не effection, а effectiveness.
  • построение другой части речи по данному слову.
  • также встречаются ошибки в виде заполнения пропусков базовым словом, не прибегая к изменениям, что неверно по требованиям.

Ошибки в заданиях А22 – А28

В заданиях А22 – А28 присутствует лексическая направленность. Их заполнять лучше после всех остальных. Эта часть ЕГЭ включает в себя:

  • выбор верного варианта (зачастую ученики используют слово, несоответствующее смыслу контекста).
  • проверку знаний устойчивых словосочетаний. К примеру, в предложении «Then the audience…to an end» на месте пробела вставляют got, brought вместо came.
  • вставку верных слов (ученик часто не смотрит на слова, написанные перед и после мест пропуска).
  • по большому счету (почти половина за прошлый год) затруднительно в тестах справлялась с вопросами по применению прилагательного few.
  • проверку уровня грамотности на написание сложных слов successful, happiness, business, because, hundred, competition, pronunciation, mathematics, difficulties и прочих.

Тренировка грамматики и лексики по английскому языку

Исходя из проведенного анализа, мы предлагаем нашим ученикам следующие рекомендации по тренировке навыков по части «грамматика» и «лексика»:

  • используйте качественные пособия, где указываются все аспекты грамматических правил. Урезанные, неполные правила, приведут к ошибкам на ЕГЭ.
  • ориентируйтесь на предложения, где нет наречия времени, и формы глагола зависят от контекста.
  • включайте в свою подготовку больше заданий на использование разных времен английского языка. Вы должны понимать построение предложения в различных временных формах, а главное, уместность его использования.
  • смотрите, как в текстах употребляются слова и строятся предложения. По различным конструкциям готовьте свои предложения, стараясь использовать личные примеры.
  • понимайте суть грамматических правил, никогда не заучивайте их, не осознавая.
  • выполняйте задания в письменном виде – так работает зрительная память и тренируется запоминание правильных грамматических конструкций.

Рекомендации по учебным пособиям

Пользуйтесь проверенными источниками, одобренными специальным грифом. Сюда подходят сборники заданий, грамматические и лексические справочники, пособия по написанию эссе, словари, просто художественная литература. Довольно высокую оценку отдаю тренировочным упражнениям О. Афанасьевой и В. Эванс «Practice Exam Papers for the Russian National Exam». Книга является сборником заданий. Состоит из 20 блоков, где грамматике и лексике посвящена половина. Ученик может увидеть проблемные зоны и попробовать свои силы.

Не менее хорошим вариантом будет тренинг «ЕГЭ. Английский язык. Типовые экзаменационные варианты. 10 (30) вариантов» М. В. Вербицкой. В каждом билете присутствует много заданий исследуемых частей. В пояснительной записке дается инструкция, где подчеркиваются основные моменты, на которые нужно обращать внимание во избежание ошибок. Если Вы будете придерживать указанных правил, то сможете верно скоординировать свою подготовку, заполнить нужные пробелы знаний, и хороший результат не заставит себя ждать.